суббота, 9 февраля 2013 г.

длинный рог-музыкальный инструмент

Контрафагот (неверно: контрфагот; итал. contrafagotto, фр. contrebasson, нем. Kontrafagott, англ. contrabassoon) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность фагота, инструмент такого же типа и устройства, но с бо±льшим вдво

Фагот (Fagotto или Bassone - итал., Basson - франц., Fagott - нем.) -духовой деревянный инструмент, басовый гобой, длинная трубка которогосогнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф.(fagot по-франц. - связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде S, к концу которой прикреплендвойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Ф.изобретен в 1539 г. каноником Афранио в Ферраре. Значительноусовершенствованный в середине XVI стол. инструментальным мастеромЗигмундом Шейцером в Нюрнберге, Ф. получил всеобщее распространение вГермании, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал системуклапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматическойгаммы, издаваемой этим инструментом. Ф. имеет важное значение басовогоголоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейшихинструментов симфонического оркестра. Партия Ф. пишется в басовом ключедля низких и средних звуков и в теноровом для высоких. Ноты звучат какпишутся. объем - от contra В до Н в первой, октаве. Лучшие регистры -низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный.Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника Ф.схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами илибемолями, трудны. В оркестре пишут две партии Ф. на одной системе. Ф.весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя.Чрезвычайно редко применяется для небольшого соло. Кварт-фагот -увеличенный Ф. - имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит начистую кварту ниже писанной ноты. С введением контра-фагота , в котором каждая нота звучит октавой ниже писанной, кварт-фагот вышел изупотребления.

Ввиду того, что бас-кларнет относится к транспонирующим инструментам (in В), его партия в скрипичном ключе пишется на большую нону выше реального звучания, а в басовом ключе выше на большую секунду. В симфоническом оркестре бас-кларнет начал применяться в 1-й половине XIX в. (особенно в произведениях композиторов-романтиков).

БАС-КЛАРНЕТ деревянный духовой инструмент, разновидность кларнета. По размерам бас-кларнет значительно больше обычного кларнета; по форме напоминает старинную курительную трубку-чубук. Тембр инструмента густой, вязкий, мрачно-угрюмый . Динамические возможности бас-кларнета исключительно велики (от большого forte до тончайшего pianissimo), что делает его в ряде случаев незаменимым. Примерный диапазон инструмента (по записи):

Кларнеты изготавливались разных размеров и строев. Иногда целью было упростить исполнение трудных тональностей, иногда - добавить новые тональные краски или расширить высотный диапазон семейства кларнетов. В настоящее время наиболее распространен кларнет-сопрано в строе си-бемоль, с диапазоном в три с половиной октавы - от ре малой до фа третьей октавы. Более высокая разновидность кларнета, в строе ми-бемоль, также используется во многих партитурах 20 в. Мягкого тембра бассетгорн, теноровый кларнет, был изобретен ок. 1770 и приобрел популярность в Центральной Европе (Моцарт использовал его в двух десятках своих произведений), постепенно он вышел из употребления, но в начале 20 в. его возродил Р.Штраус. Бас-кларнет, звучащий октавой ниже си-бемольного сопранового, применяется и в духовых, и в симфонических оркестрах, в то время как альтовая и контрабасовая разновидности - только в духовых.

Предок кларнета возник, по-видимому, за несколько тысячелетий до н.э. в восточном Средиземноморье. Отсюда кларнет попал на восток, в Индию и Малайзию, и на запад, в Европу, на волне мусульманской экспансии в 7-13 вв. В Европе была распространена средневековая переделка восточного кларнета - инструмент шалюмо с одинарным язычком. Этот примитивный народный инструмент примерно в 1700 был значительно усовершенствован Й.К.Деннером из Нюрнберга. В 18 в. число клапанов увеличилось с двух до шести. Инструмент начал применяться в духовых и симфонических оркестрах, камерных ансамблях - сначала под старинным названием "шалюмо", позже под названием "кларнет" (от итальянского сlarinetto, "маленькая труба"), а к 1790 кларнет уже постоянно присутствовал в оркестрах всех видов. Моцарт заложил фундамент современной литературы для этого инструмента, написав кларнетовый концерт, квинтет для кларнета и струнного квартета и другие сочинения. В 19 в. И.Мюллер, а также О.Буффе и Г.Клозе внесли важные усовершенствования в механику инструмента, в результате чего кларнет приобрел современный вид. Многие композиторы, особенно Вагнер и Брамс, высоко ценили этот яркий и разнообразный по звучанию инструмент, отводя ему ведущую роль среди духовых инструментов романтического оркестра. В 20 в. он стал первым инструментом военного и духового оркестров, а также неотъемлемой частью джазовых и других ансамблей популярной музыки.

кларнет - деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий цилиндрическую трубку, звук в которой возникает в результате колебания одинарной трости (язычка) под воздействием вдуваемого воздуха.

Музыкальные инструменты

Комментариев нет:

Отправить комментарий